Skip to main content

 РЕЗОЛЮЦИЯ
НАЦИОНАЛЬНОГО ФОРУМА «КЫРГЫЗСТАН В ПРЕДДВЕРИИ КС-28 ПО
ИЗМЕНЕНИЮ КЛИМАТА: ДИАЛОГИ ПО ВЫРАБОТКЕ ПОЗИЦИЙ»


10 ноября 2023 года, г. Бишкек
Национальный форум с участием представителей всех секторов общества
является открытой диалоговой площадкой для обсуждения наиболее значимых позиций для
страны по вопросам изменения климата в преддверии 28-ой Конференции сторон (КС-28),
которая пройдет в г. Дубай, ОАЭ. Итоговая Резолюция, содержит ключевые предложения
участников Форума к КС-28 и может быть рассмотрена для возможного формирования
позиции официальной делегации страны по наиболее важным вопросам повестки КС-28.
Кыргызская Республика сталкивается с последствиями изменения климата, такими
как интенсивное таяние ледников, возрастающие климатические аномалии и стихийные
бедствия, которые наносят существенные экономические потери и ставят под угрозу
устойчивое развитие страны. Участившиеся волны жары, маловодный период в стране
приводят к проблемам с питьевой водой, орошением сельхозугодий, выработкой
электроэнергии и обострениям региональных отношений. Также нарастают риски потерь
горных, лесных и естественных экосистем Кыргызстана, которые играют важную роль для
стабилизации климата, являются источником благосостояния и важным компонентом для
здоровья населения и регулирования водного баланса Центрально-Азиатского региона.
Кыргызская Республика имеет амбициозные национальные цели борьбе с
изменением климата, сформулированные в рамках национального документа
«Определяемые на национальном уровне вклады» (ОНУВ), подготовленных Плана
реализации ОНУВ и Концепции долгосрочной стратегии углеродной нейтральности к 2050
году, а также разрабатываемого Национального адаптационного плана.
Эффективная реализация климатической политики требует обеспечения
прозрачности и подотчетности в действиях государственных органов, гражданского
общества и бизнеса при принятии решений и ведения бизнес-практики с соблюдением норм
и стандартов, финансовое обеспечение и экономические механизмы.
Принимая во внимание вышеизложенное, участники Форума подчеркивают:
— особую роль Кыргызской Республики, как страны верховья, аккумулирующей
значительные запасы воды в ледниках необходимой для водоснабжения
Центрально-Азиатского региона и обеспечения продовольственной безопасности и
поддержания регионального климата и стабильности в регионе;
— необходимость согласования срочных мер по адаптации к изменениям климата для
снижения уязвимости перед фактом грядущих последствий изменений климата и
компенсации вреда, причиняемого изменением климата, которые необратимы или к
которым невозможно адаптироваться через доступ к финансированию от потерь и
ущербов и международной помощи стране.
В связи с вышеизложенным, мы призываем Кабинет Министров Кыргызской
Республики, в рамках участия в КС-28, придать особое внимание:
— интеграции в повестку Конференции вопросов, касающихся особенностей горных
стран в аридной зоне (устойчивое развитие горных регионов, сохранение ледников
и грядущий дефицит водных ресурсов);
— сохранению биоразнообразия горных экосистем и стимулированию экологически
устойчивого использования природных ресурсов, продвижению природноориентированных решений (ст.6.4 ПС, в рамках Механизма устойчивого развития);
— выстраиванию долгосрочных стратегий участия Кыргызстана в КС-29 (оценка
прогресса от уровня КС-27), КС-30 (адаптация на основе экосистем и Год ледников);
— повышению доли грантового финансирования на проекты по адаптации и
митигации, снижению бюрократического бремени со стороны финансирующих
организаций;
— совместной проработке между странами и кредиторами механизма обмена внешнего
долга на меры по устойчивому развитию, углеродной и климатической
нейтральности и защите окружающей среды;
— инициативам по защите интересов Кыргызстана в сфере мобилизации ресурсов из
образованного нового фонда по потерям и ущербу, связанных с адаптацией к
климатическим изменениям.
Осознавая влияние изменения климата на здоровье населения страны и важность
соблюдения принципов устойчивого развития, рекомендуем выразить позицию
Кыргызской Республики в рамках КС-28 на «Дне Здоровья и Климата» и присоединиться к
соответствующей Декларации. Изменение климата, в том числе экстремальные погодные
явления, а также ухудшение качества воздуха и воды, оказывают серьезное воздействие на
здоровье населения. Мы видим прямую связь между климатическими изменениями и
увеличением заболеваемости, включая тепловые удары, болезни дыхательной и сердечнососудистых систем, инфекционные заболевания и распространение векторных болезней.
Принимая во внимание текущую позицию страны в глобальном индексе адаптации
Нотр-Дама (Notre Dame Global Adaptation Index), где Кыргызская Республика занимает 65-
ое место, мы подчеркиваем важность разработки и внедрения мер по адаптации к
изменению климата, включая устойчивое управление водными ресурсами и сельским
хозяйством, раннее оповещение о стихийных бедствиях, здравоохранение, зеленую
энергетику, устойчивое городское развитие и сохранение биоразнообразия, с системой
мониторинга, оценки и верификации с фокусом на интересах человека и участием всех
заинтересованных групп в процессах разработки стратегических документов.
В связи с вышеизложенным, мы призываем Парламент (Жогорку Кенеш) и Кабинет
Министров Кыргызской Республики ускорить:
— разработку Экологического кодекса страны, внести соответствующие изменения в
национальное законодательство на основе проводимых климатических проектов;
— принятие закона «О ледниках», который позволит сохранить запасы водных
ресурсов и адаптировать будущие поколения к изменению климата;
— формирование многостороннего сотрудничества в сельскохозяйственных
инициативах с целью повышения их эффективности и устойчивости, изменения
системы управления продовольствием в условиях изменения климата;
— проработку в отраслевых стратегических документах проблем социальных
последствий изменения климата, таких как ухудшение здоровья населения,
безработица и внутренняя миграция;
— межведомственную координацию по реализации климатической повестки, включая
меры, которые необходимо принять с учетом гендерных аспектов, молодежи, уделяя
первоочередное внимание вопросам труда и занятости населения;
— проработку вопросов устойчивого горного развития в основных документах
климатической политики, с учетом особенностей горных регионов как уязвимых
территорий в контексте изменения климата и их роли в обеспечении водных
ресурсов. Учредить специализированный фонд для поддержки и развития системы
постоянного гляциологического мониторинга опорных ледников
— принятие зеленой таксономии, которая позволит направлять инвестиции в
устойчивые или «зеленые» виды экономической деятельности и активы;
— поэтапный отказ от поддержки и субсидирования проектов по добыче и
использованию ископаемого топлива, в связи с увеличением выбросов парниковых
газов, загрязнением воздуха в период отопительного сезона, и отсутствием
эффективных технологий обработки продуктов сгорания для утилизации отходов;
— создание национальной расширенной системы прозрачности (ETF) как основу
всесторонней оценки прогресса, достигнутого с момента ратификации страной
Парижского соглашения и системы мониторинга, верификации и отчетности по
митигации к изменению климата.
Признавая неотложность проблем, связанных с сохранением природы, улучшением
условий жизни людей и обеспечением благосостояния, считаем важным:
— развивать экономику с низкоуглеродными выбросами и минимальным воздействием
на окружающую среду, внедряя принципы циркулярной экономики (устойчивое
потребление и производство) и развивая экологически чистые технологии в
сельском хозяйстве, промышленности, переработке отходов, промышленном и
гражданском строительстве и транспорте;
— развитие инфраструктуры и услуг в горных регионах для преодоления социальной
изоляции и неравенства;
— повышать осведомленность населения и поддерживать массовые информационные
кампании по изменению климата и адаптационным мерам;
— активно участвовать в реализации и мониторинге национальных и международных
проектов по изменению климата и уделять особое внимание прозрачности
механизмов финансирования и отчетности;
— поощрять международное сотрудничество, всемерно способствуя формированию
международных коллективов для обмена опытом и для оперативного анализа
обнаруживаемых перемен в различных горных системах;
— интегрировать разнообразные знания из национальных традиций с целью
формирования единой научной концепции;
— учредить специализированный Фонд для вовлечения молодых ученых, аспирантов и
студентов в решение насущных проблем изменения климата;
— стимулировать потенциал бизнес-ассоциаций, МСП для внедрения инновационных
решений в области изменения климата;
— создать экспертный комитет с участием социальных партнеров и соответствующих
заинтересованных сторон для предоставления независимой информации,
консультаций и вклада в меры и политику справедливого перехода.
Принимая во внимание важность вовлечения частного сектора в мобилизацию
внутренних ресурсов для реализации мер по смягчению и адаптации к изменению климата,
подчеркивая важность экономических и правовых механизмов стимулирования участия
бизнес-сектора в климатических мероприятиях, призываем:
— провести анализ законодательства с целью выявления возможных мер по
стимулированию, таких как льготы и преференции, в соответствии с экологическим
законодательством;
— активизировать финансовые возможности (займы, гранты, зеленые облигации и т.д.)
в стране в пользу ВИЭ, зелёной инфраструктуры в населенных пунктах и
применения инновационных технологий в рамках программ по энерго- и
ресурсоэффективности с фокусом на поддержку наименее защищенных слоев
населения;
— провести исследования о возможности применения финансовых механизмов (ст. 6
Парижского соглашения);
— разработать долгосрочную стратегию финансирования борьбы с изменением
климата.
— обеспечить прямой доступ к льготному финансированию в поддержку уязвимому
малому фермерству, женскому и молодежному предпринимательству, сельскому
населению, проживающих в уязвимых зонах климатических рисков, с целью
адаптации к изменению климата, обеспечения продовольственной безопасности,
решения водных и энергетических проблем;
— провести переговоры с крупными частными инвесторами (В2В) на площадках КС28.
В свете всеобъемлющего воздействия изменения климата на экосистемы, жизненные
ресурсы и устойчивость региональных экономик, неотложность и эффективность
сотрудничества стран Центральной Азии в области борьбы с изменением климата является
императивом. Обмен опытом, ресурсами и технологиями между странами региона
способствует разработке совместных стратегий адаптации, снижению выбросов
парниковых газов и укреплению экологической устойчивости.
В рамках существующих международных инициатив по поддержке климатических
вопросов необходимо дальнейшее ускорение научно-технического и финансового
сотрудничества в целях устойчивого «зеленого» экономического развития и устойчивого
управления водными и земельными ресурсами, справедливого энергетического перехода,
обеспечения продовольственной безопасности через климатически устойчивое сельское
хозяйство.
Региональное сотрудничество жизненно необходимо для успешной адаптации к
изменению климата, снижения климатических рисков и уязвимости, а техническая
поддержка для постоянного диалога и обмена мнениями, наращивания потенциала является
ключевым фактором для совместной разработки совместного регионального видения
общего будущего.
Мы поддерживаем активное участие делегации Кыргызской Республики в работе
Павильона Центральной Азии с целью укрепления регионального сотрудничества и
выражения единой региональной позиции на КС-28.
Мы выражаем готовность к активному взаимодействию со всеми заинтересованными
сторонами, конструктивному обсуждению предложенных рекомендаций и подчеркиваем
решимость защищать права будущих поколений на благоприятную природную среду.
Справка
Национальный форум «Кыргызстан в преддверии КС-28 по изменению климата:
диалоги по выработке позиций» был организован в партнерстве с Администрацией
Президента Кыргызской Республики, Министерством природных ресурсов, экологии и
технического надзора Кыргызской Республики, ПРООН, ОФ «Юнисон Групп», ОЮЛ
«Зеленый Альянс Кыргызстана» при активном участии всех заинтересованных сторон.
Вопросы повестки форума были сосредоточены на приоритетных областях КС-28:
● Ускоренное осуществление справедливого, равноправного и упорядоченного
энергетического перехода и сокращение выбросов до 2030 года;
● Преобразование климатического финансирования и создание основы для новых
направлений по финансированию;
● Сосредоточить внимание на природе, людях, жизни и средствах к существованию
в центре климатических действий;
● Представление прогресса в реализации Парижского соглашения посредством
Первой Глобальной инвентаризации (GST);
● Мобилизация усилий для проведения КС с участием всех заинтересованных сторон
и обеспечение полной инклюзивности.
В работе Форума приняли участие 180 представителей от всех заинтересованных
сторон (более 30 участников в онлайн-режиме), при этом особое внимание было уделено
вопросам экологической устойчивости в контексте изменения климата. Участники
выработали предложения в рамках пленарных заседаний для формулирования
национальной позиции по ключевым вопросам КС-28


Filter

AllDoscredo bankGreen Alliance KGRural Development FundАбдырасуловаАнара СултангазиеваАсангариевАЭСАЭС в КыргызстанеБиблиотекаБишкекБлогВакансииВИЭДеятельностьДоскредобанкДСНУРДСпУНЗеленые дискуссииЗеленый АльянсЗеленый Альянс в СМИИзменение климатаКамбаровКачество воздухамиграцияМолдогазиеваНовостиОбращения и ПозицииОНУВПартнерствоПодкастПроект Ashar ChoyroРазноесмогсмогСотрудничествоУправление отходамиУстойчивое потребление и производствоФинансовые институтыЧлены Зеленого АльянсаЭкологическая миграция

Наша цель

Объединять людей, помогать им в развитии и поднимать уровень зеленой экономики в Кыргызстане

Кыргызстан

Бишкек
720011
ул.Абдымомунова, 145

Тел.: +996 312 901 216
Факс: +996 312 901 216

E-mail: office@green-alliance.kg